ТЕОРИЯ СПАНДЫ В КАШМИРСКОМ ШИВАИЗМЕ И КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕ // Европейский журнал социальных наук, 2014. № 7.Т.3.

ТЕОРИЯ СПАНДЫ В КАШМИРСКОМ ШИВАИЗМЕ И КВАНТОВОЕ СОЗНАНИЕ

 Известно, что некоторые исследователи отмечают интересные параллели между восточными мистическими воззрениями (буддизм, даосизм) и современной квантовой физикой. Однако причины этих параллелей, наиболее демонстративно представленные в книге Ф. Капры, до настоящего времени остаются далеко не выясненными. Так, Ф. Капра оценивает реальность с точки зрения физики элементарных частиц. А. Госвами же в своем фундаментальном труде рассматривает реальность с точки зрения монистического идеализма, в котором фундаментальное место занимает сознание, а не материя: «И мир материи, и мир феноменов ума определяются сознанием. Только сознание представляет собой окончательную реальность». А. Госвами сосредотачивает внимание на проблеме интерпретации квантовой физики, то есть «на проблеме, касающейся соотношения ума и мозга». С точки зрения монистического идеализма трактует реальность и А. Минделл, известный современный психолог и квантовый физик. Исследователь определяет не-локальность изначального сознания как «непосредственную осведомленность», «чувственное осознание» или «квантовый ум». Последний путем самоотражения пытается осознать себя, предшествуя, тем самым, всем проявлениям. Согласно А. Минделлу, Вселенная есть центр сознания, а «психология - наука о том, как из Вселенной возникает наше сознание». Характерно высказывание ученого о почти пустом уме, «действующем при нулевой энергии, побуждая себя к созданию элементарных частиц и, возможно, всей остальной Вселенной… Чувственное осознание расширяется на всю Вселенную. Оно подобно вибрации поля вакуума или великого духа». Интересно, как это совпадает со взглядом современного физика К. Уилера на Вселенную как на самоотражающее и самосознающее существо. Современный исследователь сознания Дж. Кехо отмечает, что мы состоим из энергии и сознания. Автор акцентирует внимание на идее того, что наша сущность отражается во всей энергетической паутине колебаниями соответствующей частоты. Сейчас в квантовой физике известен эффект Казимира или «силы ничто», возникающей в пространстве полного вакуума. Квантовые волны раздражают сами себя, создавая давление осознания. Эта сила самого пространства, сила безмолвия или творческая сила, которую мы, согласно А. Минделлу, чувствуем в медитации: «Нулевые состояния сознания носят творческий характер, они обновляют повседневную жизнь». Напомним, что, согласно монистическому идеализму, сознание субъекта в субъект-объектном опыте - это то же сознание, которое представляет собой основу всего бытия и которое, согласно восточной духовности, может стать доступно при углублении в собственное «Я». Видимо, воззрения представителей «новой» физики вполне можно сопоставить с духовным реализмом - основополагающей мировоззренческой позицией кашмирского шиваизма. Согласно последнему, существует только одна извечная сущность, известная как Абсолют, Абсолютное Сознание, Парамашива, и все вещи имеют совершенно реальное существование внутри него. Кашмирский шиваизм трактует проблему монизма с помощью основополагающего понятия «спанды» или тонкой вибрации творческой энергии. Все сущее, живое и неживое есть результат действия спанды. Иначе говоря, божественные энергии Абсолюта, отражаясь вовне посредством вибрации, проявляются в виде феноменального существования. По всей видимости, что концепция отраженного проявления кашмирского шиваизма вполне сопоставима с воззрениями физиков о самоотражающей Вселенной, или о вибрациях поля вакуума, то есть движениях субполей в поле первичной реальности. Еще раз процитируем А. Госвами: «Наш ум имеет квантовую природу. Чтобы достичь максимального доступа к квантовой самости, максимального творчества и максимальной свободы, мы должны быть преданы радикальному преобразованию психики». Вне сомнений, речь идет о «квантовом скачке», при котором субъект, объект и акт познания сливаются воедино. Для подобной реализации нужна особая психотехника. В йоге кашмирского шиваизма или Трика йоге практикующий действует способом совершенного согласования самосознания с текущим выбором единого сознания. При этом процесс осознания себя самого есть аспект действия Абсолюта и состоит в тонком движении, создающем радость и творческий импульс. Это тонкое движение можно описать как духовное побуждение, напоминающее ощущение, испытываемое всеми в моменты прямого Само-осознания, вызванного острыми переживаниями. Это и есть спанда. «Она наделяет Абсолютное Сознание вибрацией и именно эта активность - главный источник любого творческого проявления. Все сущее, живое и неживое есть результат этого движения спанды. В одной из высших практик Трика йоги - практике Само-узнавания или «метода без метода» - надлежит благодаря внутренней вибрации, по-другому жизненности, достичь реализации полного единства между практикующим и Абсолютной реальностью, то есть состояния спонтанного раскрытия божественной природы «Я». В этой связи необходимо упомянуть «виласу» - основное понятие Нео-шиваизма. В сущности, это та же спанда, но трактуемая в широком смысле как истинная природа Абсолюта, «божественное изобилие» или переливающееся через край блаженство, возникающее при нашем взаимодействии с миром. Это тонкое движение духовной вибрации при подлинном осознании «Я» своего божественного могущества. Иначе говоря, виласа проявляется, когда адепт приходит к реализации себя как Абсолюта или бесконечного, наслаждающегося Я-сознания. Совершенный йогин воспринимает все как виласу своего Я, потому что все есть выражение божественного изобилия. Он представляет себя повелителем круга божественных энергий, а их роль относительно мира явлений как триединство субъекта, объекта и промежуточных средств познания. Узнавание «Я» как бесконечной красоты, радости и божественной силы - главная цель всех теорий и практик шиваизма. Приведем несколько высказываний духовных учителей других традиций, которые, не употребляя понятие спанды, но вне сомнений, стремятся передать сущность ее проявления. Так, Ф. Шуон, известный метафизик исламской традиции, указывает: «Пустота - это Принцип, Абсолют, но пустота пространства на самом деле является эфиром, а следовательно, относительной и символической пустотой. Конкретное пространство есть вибрация или вибрация как таковая - носитель всех остальных. Только субстанция, наделенная энергией или вибрирующая по определению, может нести в себе наполнения как статические, так и динамические». Понятно, что речь идет о спанде. Характерно высказывание Дж. Бейнса, представителя современного герметизма: «Ментальная энергия проявляется через бесконечное множество вибраций - от самых плотных, грубых до самых тонких, деликатных. Комбинация этих вибраций, подобно сочетанию музыкальных нот, производит различные элементы и материалы Вселенной. Мы находимся на определенном вибрационном уровне и занимаем определенное пространство в порядке Вселенной… Вибрация. Все движется, все вибрирует. Таинственная область - 4-е измерение есть вибрационное состояние высокой частоты. Если удается заставить свое физическое тело вибрировать с очень высокой частотой (частотой х), то оно может физически проникнуть в мир 4-го измерения. Мысли, чувства, импульсы - всего-навсего наши вибрационные состояния. Каждый человек имеет свою ментальную длину волны, зависимую от вибрационной частоты интеллигентности: чем короче ментальная волна, тем интеллигентнее индивид и наоборот». Близким по смыслу является и высказывание великого Шри Ауробиндо, основателя интегральной йоги: «При пробуждении сознания все существо как бы заполняется массой вибрирующей силы - прозрачной и неподвижной. Подобно четко оформленной колонне». Ф. Берг, современный знаток каббалы, подчеркивает, что в обычном понимании свет неподвижен, но он есть вибрация определенной частоты, как и колонна света или алмазная ось; в них присутствует высокочастотная вибрация, неуловимая, но которая и создает их самих. Ограничимся данными примерами. Таким образом, можно думать, что квантовое сознание или подлинная реальность по мере самоотражения и познания проявляет себя. Если говорить о человеческом измерении или описании, то самопознание проявляет себя и классической, и квантовой физикой, хотя сам принцип проявления при этом никоим образом не затрагивается. Иными словами, в процессе самоотражения квантовое сознание предстает само себе различными проявлениями самого себя, одним из которых является человек. Пробуждение или радикальное преобразование психики человека возможно при прямом отождествлении с квантовым сознанием. Иначе говоря, квантовое сознание совсем не то, к чему следует прийти. Оно изначально пребывает во всем, и чтобы дать ему проявиться, следует погасить все резонансы своего эго-сознания, снимая любую идентификацию, любую обусловленность. Важно отметить, что проявление квантового ума невозможно при исследовании любых объектов, включая мысли и понятия, наличие которых уже предполагает дуальность сознания. Сейчас хорошо известно, что сознание исследователя непосредственно влияет на результаты экспериментов. В данном случае имеется в виду обычное дуальное сознание. Но неизвестно, как скажется на вибрации реальности пробужденное, вибрирующее квантовое сознание исследователя. Возможно, в этом случае несколько по-иному проявится фоновое единство осознания. Итак, углубляясь в себя, мы можем преодолеть любую самоидентичность и проявить квантовый ум. При таком подходе физика раздвигает границы и обретает метафизическое отождествление с квантовой реальностью или вибрацией поля вакуума. Можно сказать, что такое постижение доступно только ей самой, а вопрос интерпретации - всегда тщетная попытка отразить квантовый ум понятиями, сформированными обычным сознанием. Для этого нужны иные способы интерпретации. В любом случае, в «новой физике» основополагающим должно стать глубокое постижение субъекта познания, необходимое для трансформации дуального сознания. Понятно, что квантовая связь между наблюдающим, наблюдателем и актом наблюдения находится в прямом противоречии с научной парадигмой, в которой со времен Декарта отсутствует идея прямой связи между природой и исследователем. Однако вполне можно заниматься наукой, подчеркивает А. Госвами, считая первичным сознание (о чем мы уже упоминали), а не материю: «Такой подход рассеивает не только квантовые парадоксы, но и новые парадоксы психологии, мозга и искусственного интеллекта». От себя добавим, что рассеивает во многом и дзэнские парадоксальные задачи - коаны, о которых мы уже говорили. В заключение отметим, что в других восточных традициях можно найти идеи близкие по смыслу с теорией спанды. Однако только адепты кашмирского шиваизма благодаря личному опыту и его глубочайшей интерпретации сумели всесторонне разработать основополагающую теорию спанды - тонкой, всетворящей вибрации творческой энергии. Таким образом, мировоззренческая позиция некоторых представителей «новой физики», их представления о реальности квантового сознания достаточно близко совпадают с таковыми у мудрецов кашмирского шиваизма, благодаря мировоззренческой теории спанды. Вне сомнений, знакомство с философией абсолютной не-двойственности кашмирского шиваизма, особенно теоретическое и практическое освоение спанды, может оказаться весьма полезным для современной квантовой психологии и физики.