Ю.П. Юшманова - "НАУКА И ИСКУССТВО В ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ"

 

НАУКА И ИСКУССТВО В ОДНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

 

Выступление к.г.-м.н., доцента Ю.П. Юшманова На презентации книг И.А Файнфельда «Тайна третьей силы», «Борьба за выживание и психология победы», «Интеллектуальное созерцание и формообразующая сущность».

Хорошо известно, что наука и искусство имеют гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. В далеком прошлом они вообще не разделялись между собой. Хорошо известно, что есть два способа познания – логический и интуитивный, связанный с деятельностью подсознания. Хотя отчетливую грань между ними провести трудно, можно уверенно сказать, что в науке логический способ познания является преобладающим. В то же время без интуиции, путем одной логики, наука развиваться не может. В искусстве интуитивный, неосознаваемый нами элемент, основанный на ассоциациях, нюансах впечатлений и других, невыразимых в языковых формах вещах является определяющим. Логика играет здесь подчиненную роль.

Можно сказать, что предметом научных интересов д.б.н. проф. И.А. Файнфельда служит наше сознание, в которым важнейшим является возможность постижения сущности самого мышления, то есть мышления о самом мышлении.

Художественное же творчество И.А. Файнфельда – продолжение этого и попытка выразить поиск средствами прозы и поэзии. Здесь автор выступает как продолжатель. метафических воззрений поэтов (Баратынский, Тютчев, Блок, Мандельштамм, Пастернак), писателей (Гоголь, Булгаков и др.).

В его книгах художественный вымысел перемешан с реальными эзотерическими техниками и концепциями. Тексты автора заставляют взглянуть на мир другими глазами. Они расширяют горизонт восприятия нашего мира и расшатывают устоявшиеся стереотипы. Важнейшей целью писателя является, прежде всего, заинтересовать читателя, увлечь, продемонстрировать наличие «параллельного мира и показывают возможность проникнуть» за грань, оторвать читателя от земли, от привычных умственных построений рассудочной инвентаризации и направить внимание в иную сторону, в таинственный и пугающий сакральный мир - непредсказуемый, но сказочно манящий. Жизнь это маленькая прогулка, в которой повседневность скучна и однообразна.

Конечно, художественное творчество автора достаточно специфично. Его книги необходимо не просто читать, а ИЗУЧАТЬ. Перечитывать, конспектировать, сопоставлять с другими эзотерическими учениями, переосмысливать. И тогда польза от книг будет большая. Известно, что смещение точки сборки является ключевым фактором внутренней трансформации. Этот процесс может произойти либо в результате долгих и постоянных эзотерических практик, либо спонтанно - в результате какого-либо серьезного психического потрясения, тяжелого личностного кризиса и т.д. Силы, препятствующие трансформации, фиксирующие точку сборки - страх смерти и эго, проявляющиеся в чувстве собственной важности и жалости к себе. Поэтические и прозаические тексты автора при внимательном прочтении также взывают и приводят к этому. Не зря его проза означена как «медитативные повести». И тут И.А. Файнфельд выступает родоначальник нового жанра – медитативных повестей, где проза дополняется поэзией для возможности более глубокой передачи смысла.

В предисловии к медитативной повести «Тайна третьей силы автор пишет, что она продолжает или предвосхищает предыдущие. «Она ни о чем и поэтому обо всем. Здесь нет и намека на логику присутствия, как и логику отсутствия. В ней говорится не о том, о чем написано, и потому именно об этом. Поскольку в ней нет смысла, то нет и его ограничений». Тем самым акцентируется другая реальность – реальность сознания. Внешний мир является лишь составной частью внутреннего психического мира человека, т.е. потока мгновенно меняющихся элементов бытия.

Первая часть повести под названием «Квантовый человек» посвящена трансперсональному сознаниию, которое существенно отличается от обычного, среднестатистического. Иными словами, речь идет расширении сознания за пределы привычного. Например, в физике атом мы можем увидеть в электронный микроскоп. Из школьной программы мы знаем, атом состоит и ядра и электронов. Ядро – из протонов и нейтронов. Внутри протона есть мезон, а сам мезон, в свою очередь, содержит протон, что напоминает вложенных друг в друга матрешек.

Аналогия в стихах:

Мной дышало мое отраженье,

Я дышал отраженьем своим,

Отраженье вошло в отраженье,

И небесное стало земным.

Стерты грани, Нету боле Бытия не-бытия,

Бродит квантовое поле, Осознавшее себя.

 

Цель такого созерцания – реализация абсолютного, не локального или квантового сознания, т.е. встреча обычного сознания с квантовой самостью. Понятно, что имеется в виду интеллектуальное созерцание, которое в отличие от чувственного, всегда не определяется дуальностью субъекта и объекта.

 Дальнейшие главы повести посвящены Логосам – логическому мышлению, озарению, слепо-зрячим, свету, победе, преодолевающей силе преодоления. Мирской не поддавайся тьме, Различье спрятано в уме.

В научной работе «Борьба за выживание и психология победы» сделана попытка рассмотреть понятие борьба за существование в физическом и психологическом значении. Автор концентрирует внимание на эго-сознании и его деструктивной функции. Анализируется возможность победы над дуальностью сознания.

Человек имеет паразитарную наследственность, отраженную в его сознании, в тоже время несет в себе духовность или универсальное сознание. Паразитизм это суть дуального сознания, а трансцендентализм – суть высшего, не-дуального или квантового сознания. Выход за пределы разрушительного действия дуального сознания составляет главную цель всех духовных традиций. Путь победы – это борьба с силой эгоидного сознания. «Победа над внешним, победа над самим собой, победа над самой победой – вот, что движет мной, мой покой и позволяет мне жить жизнью, а не её тенью, не тенью самого себя».

В работе «Формообразующая сущность и интеллектуальное созерцание» автор пишет, что наши функциональные и духовные возможности используются далеко не полностью. Для достижения сатори (просветления) необходима трансформация сознания. Речь идет о трансцендентальном сознании, как единственной реальности вне пространства и времени. Считая первичным сознание, а не материю вполне можно заниматься наукой. На основе анализа многочисленных работ известных философов (Гегель, Шопенгауэр, Спиноза, Упанишады и др.) автор рассматривает формообразующую сущность мышления.

Пробуждение может быть только «вовнутрь». «Не обратил в себя свой взор, то ты не жил, ты самовор». «ВОШЕЛ НАРУЖУ-ВНУТРЬ СЕБЯ, Во мне и Небо, и Земля».

 В произведениях И.А. Файнфельда образы раскрывают филосовско-религиозное познание, в которое входят Бог и человек, время и пространство, сон и явь, слова и буквы, жизнь и смерть. Он пишет: «Но три стиха за жизнь сложи Рожденье, Смерть и Просветление».

Желаю ВАМ дорогие читатели обратить свой взор вовнутрь, а Игорю Ананьевичу пожелать дальнейших творческих успехов.

Благодарюза внимание!