Дмитриева Е. В. Идеи буддизма в поэзии И.А. Файнфельда // Современные гуманитарные исследования, 2013. № 2.

 

ИДЕИ БУДДИЗМА В ПОЭЗИИ И.А. ФАЙНФЕЛЬДА

В поэзии И.А. Файнфельда идеи буддизма являются одной из важнейших и, в то же время, неисследованных тем. В данной работе мы анализируем некоторые из них. Хорошо известно, что основу буддийской религии и философии заложила доктрина, излагающая просветление Гаутамы Будды, которая в последующем совершенно мирно распространилась на Цейлон, Бирму, Тибет, Китай, Японию и Корею. Без понимания буддизма, указывает Е.А. Торчинов, невозможно понять великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований. 

Сущность учения Будды сводилась к следующим положениям: 1) жизнь на Земле полна страданий; 2) есть причина этих страданий; 3) можно прекратить страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Итак, страдание всегда сопутствует жизни, источник же страдания лежит в страстях и в желаниях, избавиться от страданий можно только уничтожив желания с помощью правильного пути.

По существу, источник страданий идентичен источникам своей индивидуальности, отдельности. Единичность и страдание - есть следствие того напряжения и энергозатрат, которые необходимы человеку для сохранения независимого от остальных положения. Напряжению, желанию отсрочить, замедлить распад, исчезновение люди обязаны всем своим горестям и страданиям. 

Подчеркнем, что страдание, согласно буддизму, есть основополагающая, фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позицию этой религии от позиции других мировых религий.

На самом же деле, по учению Будды, люди - лишь временные звенья длинной цепи причин и следствий того, что было раньше, где нет ничего самостоятельного, отдельного, малые частицы того, что будет впоследствии. 

Как известно, буддизм утверждает, что феноменальный мир нашего обычного сознания есть иллюзия и что конечная реальность неразделима на части и неразличима в виде обособленных сущностей. Отдельные же объекты являются порождением нашего сознания, а реализация обретается за пределами феноменов. В буддийской философской мысли, где нет разделения на субъект и объект, «анализу подвергается только человек, видящий Солнце, а не человек и Солнце отдельно». Внешний мир является лишь составной частью внутреннего, психического мира человека, т.е. потока мгновенно меняющихся элементов бытия. Иными словами, познать и глубоко проникнуться идеей, что существует только переменчивая, вечно играющая работа отдельных элементов - вот «истинное знание». Цель буддизма именно и заключается в непосредственном опыте переживания этой конечной реальности, где нет отдельных элементов. 

По мнению Д. Судзуки, первое с чего надо начинать изучение буддийского образа мысли, это со стремления постичь природу того личного опыта Будды, который связан с самой сокровенной глубиной человеческого сознания. То, чему Будда учил своих учеников, было лишь сознательной умственной интерпретацией того, что он сам видел и постиг, с целью помочь им достичь того же самого. Но умственное объяснение, в любом случае, вовсе не передает внутренней сущности самого просветления Будды. Поэтому следует понять значение опыта, который сделал его Буддой и основателем религии, носящей его имя. 

В стихотворении «Гаутама» И.А. Файнфельд пытается приблизиться к пониманию и выражению этого опыта. Вот фрагмент из этого стихотворения:

 

В одной глазнице шар земной,

В другой - восторг осуществленья.

Земной я? Верно, я - земной,

Но для небесного прозренья!

 

Здесь, используя интересную образность и метафоричность, поэт показывает выход за границы обусловленного человеческого сознания и достижение сверхземного, то есть трансперсонального сознания. 

Важнейшим в буддизме является понятие «парамита». Парамита - это сила, энергия, способная перевести на другой берег, (срав. «паром») и само достижение другого берега, то есть нирваны. 

В этой связи показательны строки в стихотворении И.А. Файнфельда «С другого берега реки…», то есть используя иной взгляд, метафорически - с другого берега - автор хочет увидеть этот мир, увидеть единства сущего истоки, где с мелькнувшей каплею дождя можно поменяться глазами; и в конечном итоге снять полумаску с первосвета. Таким образом, обретется иное видение, ведущее к просветлению.

Согласно Будде, следует расширять свою личность до всей Вселенной, до пределов времени и пространства, вернее, до их безграничности и безмерности, тем самым победить и рождение и смерть. Вот как передает эту мысль И.А. Файнфельд в стихотворении «Архат»:

 

Не на пылающий закат

Который век глядит архат,

 

А новый звездный алфавит

Он в небесах безмолвных зрит,

 

И животворною водой

Насытить хочет шар земной,

 

Чтобы вода смывала зло,

Чтоб меж людей добро росло.

 

И к единенью все века

Его протянута рука.

 

Здесь архат, обретший сверхземное сознание, то есть преодолевший границы времени и пространства, призывает людей к добру и единению. Кстати заметим, что Будда всегда протестует против войны, против кровопролития.

Важнейшими являются парамита созерцания и высшей мудрости - праджня-парамита. Главным содержанием последней является Реальность или шуньята, то есть «пустота», иначе - «бессодержательность» или же «несубстанциональность». Все сущее всегда «пусто». 

Концепция шуньяты указывает, что подлинное знание может быть достигнуто лишь просветленным сознанием, свободным от иллюзий и выходящим за грани явлений или феноменов. 

Бесформенная пустота (шуньята) часто предстает в виде Ясного Света. Иначе говоря, Ясный Свет символизирует неограниченное условиями Чистое Сознание, Сверхземное, то есть Сознание адепта в состоянии просветления. Вот как говорит один из адептов: «Трудно достичь познания бесформенного. Равно трудно обрести освобождение от кармы и от рождения вновь и реализовать Ясный Свет, яркий как совокупное излучение всех самоцветов, огня, Луны и Солнца. Из Ясного Света рождаются его родственные светила, сияющие в темноте. От них приходит излучение и теплота света Солнца. От света Солнца приходит свет Луны, и от Луны, воплощения прохлады, приходит Всепроникающее Излучение Мудрости. Таким образом, основополагающая Пустота, которая озаряет феноменальные объекты Природы, делает видимым все Системы Мира» (по Эвансу-Вентцу). 

Важную роль в буддистском «Пути просветления», указывает С. Хоружий, играют внутренние восприятия, в первую очередь сверхчувственные световые созерцания; в медитации открывается единство трансцендентного сознания и сияющего света, созерцание сияния. 

Для индийского мышления, отмечает Элиаде, существует только одно возможное конкретное (эмпирическое) подтверждение того, что можно назвать «реализацией своего Я», а именно чувство «внутреннего света». Буддисты объясняли опыт внутреннего самосвечения истинной природой чистого мышления, указывает исследователь и продолжает: в «Ланкаватаре-сутре» «Зародыш Татхагаты» описывается как «чистый от природы, ясный свет, скрытый в теле каждого живого существа».

Для Будды Само-сияющая, Само-светящаяся, Само-излучающая энергия есть Нирвана (по Р. Мишра).

Иными словами, изначальной сущностью человека является самосветящееся духовное существо. Просветление же означает освобождение «внутреннего» человека и возвращение его в царство света. 

«В наивысшем всеобщем отрицании, когда отрицать уже больше нечего, мы достигаем сферы, где господствует абсолютное безмолвие и тишина, где все залито светом, чистым и безмятежным - это Нирвана», - говорит Кацуки.

«В некоторый момент просветление означает «буквальное становление самим светом», - пишет Д. Радьяр.

Вот некоторые из поэтических миниатюр, в которых И.А. Файнфельд выражает свое ощущение и понимание буддийской мистики света. Налицо преодоление обычной обусловленности сознания и переход на новый план. Парадокс обычного сознания служит главным средством, позволяющим приблизиться к пониманию.

 

Первотьма слепящим светом

Кажет свой безличья Лик - 

Во Вселенную одетый

Вечности разящий миг!

***

В Землю поднимаюсь

В Небо опускаюсь,

В первосвет рождаюсь

И различий нет.

***

Уперся в свет,

А свет в меня уперся,

Рассудок стерся,

Различья нет!

 

В последней миниатюре особенно образно выражена мысль о преодолении рассудка - обычного сознания, построенного на субъект-объектной дихотомии. Характерны строки, в которых поэт говорит о видимом, то есть воспринимаемым обычными чувствами свете, и свете невидимом, то есть доступом только в состоянии чистого сознания, преодолевшего привычную объектность. «За видимым светом невидимый свет, но в сердце поэта различия нет…»

Мы видим, что в конечном итоге буддисты боролись за новый способ видения, пытаясь ухватить опыт, выходящий за рамки рационального, дискурсивного подхода, то есть вне персональной парадигмы. Речь идет о фундаментальном сдвиге, возможно, уже в самой онтологии. Понятно, что для доступа к этому духовному измерению нужно справиться с ограничениями обыденного мышления, активного воображения и вступить в психоидную реальность, где тело и дух суть одно. Некоторые современные исследователи в данном контексте говорят о полевом подходе, понимая первичное поле, как актуальное поле физической природы, то есть имеющее свой собственный процесс. 

Вот миниатюра, в которой поэт изначальную реальность, то есть «природу Будды» ассоциирует с квантовой реальностью - пределом современного понимания реальности многими физиками и трансперсональными психологами. Иными словами, в ней присутствует безобъектное, квантовое сознание, познающее самое себя в сверхматериальном измерении:

 

Видимость до точки сжалась,

Смотрит квантовая самость, 

Смотрит в самое себя

За истоком бытия. 

 

Буддизм охватывает жизнь во всех ее многочисленных проявлениях и рассматривает ее как неделимое целое, безначальное и бесконечное. Это положение достаточно глубоко отражено в поэзии И.А. Файнфельда.

 

Литература

 

Кацуки С. Практика Дзэн. – В кн.: Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма Кацуки С. Практика Дзэн. Пер. с англ. Биштек.: МП «Одиссей». Гл. ред. К Э, 1993. - 672 с.

Радьяр Д. Человеческое, слишком человеческое и то, что за его пределами. - В. кн.: Что такое просветление? Под ред. Джона Уайта. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996, С. 238 - 251.

Рамамурти. С. Мишра. Практическое руководство по психологии Раджа-Йоги. - Москва, 2001. - 374 с.

Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. В кн.: Дзэн-Буддизм. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. - Пер с англ. Биштек: МП «Одиссей». 1993. - 672 с.

Тибетская йога и тайные доктрины. - Пер. с англ. Под ред. Эванса-Вентца В. И. К.: "Пресса Украiни". В 2-х т., 1993. - 432 с. 

Торчинов Е. А. Ведение в буддизм: Курс лекций - Спб.: Амфора, 2005. - 430 с.

Файнфельд И.А. Рука, сжимающая бездну: Книга стихов. - М.: Компания Спутник +, 2008. - 96 с.

Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе. - Вопросы философии, № 3, 1999, С. 55 - 84.

Элиаде Мирча. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Пер с англ. - К: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. -224 с.