Свет как символ духовного сознания // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL = ЕВРОПЕЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК, 2013. № 12(39). Т. 1. С. 14-22

СВЕТ КАК СИМВОЛ ДУХОВНОГО СОЗНАНИЯ

В данной статье мы пытаемся рассмотреть понятие нетварного света как универсального символа духовного или сверхчувственного сознания, отмеченного в той или иной форме во всех сакральных традициях. Автор акцентирует внимание на том факте, что нетварный свет характеризует преодоление профанного или дуального сознания и потенциально присущ каждому человеку.

нетварный свет; сознание; традиция

 

LIGHT AS A SYMBOL OF SPIRITUAL CONSCIOUSNESS

In this article we seek to analyses non-dual light as the universal symbol of spiritual or supersensuous consciousness, which can be noticed in various forms in all sacred traditions. The author focuses upon the fact that non-dual light is characteristic of enlightening profane or dual consciousness, it is potential of every person.

non-dual light; consciousness; tradition

 В настоящее время хорошо известно, что существуют состояния высшего или духовного сознания, радикально отличающиеся от обычного бодрствующего повседневного сознания и имеющие глубоко позитивное психологическое и социальное значение. В дзэн-буддизме означенное состояние сознания называется «сатоpи» или «кенсе», в йоге – «самадхи» или «мокша», в даосизме – «абсолютным Дао». Маитраяна Упанишад дает ему такое определение: «Осознав свое собственное «я» как «Я», человек лишается «Я». Это и есть величайшая тайна» (Сатпрем). Андерхилл называет это состояние сознания – «объединяющая жизнь», Юнг в данном случае говорит об индивидуации, Судзуки о «космическом бессознательном».

Но каким бы ни были названия этого явления, сущность его остается прежней и, как указывает Рассел, означает восприятие полного слияния человека с вечной, бесконечной реальностью, лежащей вне времени и пространства. При этом социально обусловленный смысл «я», как «эго-сознания», разрушается новым ощущением, в котором «Я» становится равнозначным всему человечеству, всей жизни и всей вселенной.

Достаточно большое количество компетентных авторов серьезно изучали данную проблему, многие из них указали на наличие высшего состояния сознания и описали процесс его раскрытия. Среди них: Джеймс, Хаксли, Мерелл-Вольф, Сатпрем, Уилбер, Да Лав-Ананда, Гроф, Кацуки, Радьяр, Кехо и др. В настоящее время, помимо философов и психологов, этой проблемой заняты многие ведущие физики (Госвами, Минделл, Капра и др.). Ранее мы уже упоминали (Файнфельд), что о высшем состоянии сознания хорошо знали немецкие идеалисты, многие из которых руководствовались этим сознанием в своей философии.

В настоящей работе мы попытаемся рассмотреть нетварный  свет, как универсальный символ высшего или сверхчувственного сознания, отмеченный в той, или иной мере, во всех духовных традициях. 

Начнем с буддизма. Пустота или несубстанциальность (шуньята») – важнейший термин буддийской литературы, означающий главную идею доктрины, подчеркивающий отсутствие абсолютной конечной реальности. «Форма есть пустота, пустота и есть форма. Нет формы помимо пустоты, нет пустоты помимо формы. Также и чувства, различающие мысли, энергии и сознание пусты. Совершенное знание пусто; оно не возрастает, не убывает», - сказано в «Сутре, излагающей суть победоносной запредельной мудрости» («Хридая-сутре»), важнейшей из сутр «Праджня-парамиты» (по Дюмулену). Отметим, что Бесформенная пустота часто предстает буддистам в виде Ясного Света. Буддисты объясняли опыт внутреннего самосвечения истинной природой чистого мышления. Иначе говоря, Ясный Свет символизирует неограниченное условиями Чистое Сознание, Сверхземное, то есть Сознание адепта в состоянии просветления. Для самого Будды Само-сияющая, Само-светящаяся, Само-излучающая энергия есть Нирвана (по Мишра). «В наивысшем всеобщем отрицании, когда отрицать уже больше нечего, мы достигаем сферы, где господствует абсолютное безмолвие и тишина, где все залито светом, чистым и безмятежным – это Нирвана», - говорит Кацуки.

Вот как говорит в этой связи один из адептов: «Трудно достичь познания бесформенного. Равно трудно обрести освобождение от кармы и от рождения вновь и реализовать Ясный Свет, яркий как совокупное излучение всех самоцветов, огня, Луны и Солнца. Из Ясного Света рождаются его родственные светила, сияющие в темноте. От них приходит излучение и теплота света Солнца. От света Солнца приходит свет Луны, и от Луны, воплощения прохлады, приходит Всепроникающее Излучение Мудрости. Таким образом, основополагающая Пустота, которая озаряет феноменальные объекты Природы, делает видимым все Системы Мира» (по Эвансу-Вентцу). 

Важную роль в буддистском «Пути просветления», указывает Хоружий, один из выдающихся современных физиков и психологов, играют внутренние восприятия, в первую очередь сверхчувственные световые созерцания; в медитации открывается единство трансцендентного сознания и сияющего света, созерцание сияния. 

Элиаде [38] один из блестящих ученых недавнего прошлого, отмечает важную особенность индийского мышления, для которого существует только одно возможное конкретное (эмпирическое) подтверждение того, что можно назвать «реализацией своего Я», а именно чувство «внутреннего света». 

«Свет, что сияет по ту сторону этого Неба, по ту сторону всего сущего, высочайших мирах, за которыми уже нет более высоких, есть на самом деле тот же свет, что сияет внутри человека», - сказано в Чхандогъя-Упанишада (Элиаде, [39]). 

В «Ланкаватаре-сутре, - указывает, - Элиаде [36] от природы, ясный свет, скрыт в теле каждого живого существа». В другой работе Элиаде [37]  отмечает: «Абсолютное знание открывает онтологическую целостность, при которой бытие и знание уже не отделены друг от друга. Поскольку объектом познания является  кристаллизованная сущность человека, лишенная любой формы и любого атрибута, то самадхи приводит к ассимиляции с чистым бытием. От себя добавлю: понятно, что в данном случае речь о затвердевшем свете, образ которого довольно ]]]часто встречается  в эзотерической литературе. Можно думать, что проявление нетварного света и открывает эту целостность.

Теперь кратко скажем об определенном сходстве с вышеизложенным символики света в даосизме. Так, Лу Куан Юй в «Даосской йоге» говорит о золотом механизме алхимии, который, приходя в движение, дает вспышки света, озаряя чертог пустоты. Под последним понимается сердце, освобожденное от страстей и чувств. При этом возникающий белый свет открывает Таинственный Затвор – таинственный вход в бессмертие, не имеющий фиксированного положения. «Свет жизненности, видимый, когда ваши глаза открыты, и является Таинственным Затвором, который открывает истинную природу», - пишет мастер.

В исламской традиции для духовного развития свет особенно важен, «ибо он является мостом между материей и невидимыми измерениями, лежащими за пределами нашего непосредственного восприятия» говорит  видный современный суфийский мистик Пир-Вилайят. Очень показательно откровение Бистами: «Бог отвратил меня от всего отличного  от Него и озарил своим светом. Открыл мне свою  Самость (Себя). Я созерцал себя Его глазами. Таким образом, я увидел себя через Него. Я созерцал Его оком Истины и спросил Его: «Кто Он? Он мне ответил: «Ни Я, ни другой…». Когда наконец я созерцал Истину через Истину, я истинно жил в Истине, в ее вечном присутствии без слов, без дыхания, без слуха, без наук, до тех пор, пока Бог не обучил меня науке, вытекающей из Его науки, языку, берущему начало в Его милости, взгляду истекающему из Его света!» (Элиаде, [36]). 

Корбен, один из современных классиков-исламоведов, разбирает интересную и довольно загадочную идею «черного света», которым символически возвещается сверхсознание и который предшествует появлению зеленого света. Идея «черного света», разъясняет Корбен, позволяет провести различие между двумя измерениями, о которых не может дать понятие одномерное и не дифференцированное бессознательное. Существует темнота материи и темнота отсутствия материи. Физики различают черноту материи и черноту стратосферы. «Черный свет» – это свет божественной самости, поскольку он проявляет, раскрывает , позволяет увидеть. А то что, то есть свет как абсолютный Субъект, ни в коем случае не может быть  зримым объектом. Иначе говоря, черный свет является Светом светов, благодаря которому все видимые светы стали тем, что они есть. Последний предстает прадоксальным обраэом: одновременно и  светом и тьмой, то есть видимым посредством именно  того, что он позволяет видеть и незримым в самом себе. Взбираться на вершину, то есть стремиться к центру, это открытие внутреннего мира, источающего свет из самого себя, то есть мира светового. Это одно из внутренних качеств света, его сущность, противостоящая пространственности внешнего мира, который по контрасту предстает нам как тьма. Прозревать существа и вещи при свете Севера «Значит видеть их на «Земле Хукальи» (небесной земле), то есть при ангельском свете, что равносильно достижению Изумрудной Скалы Небесного полюса, проникновению  в мир ангельский». Конечный пункт, где сходятся все мистические пути, это духовная обитель, где взгляд, созерцающий красоту Свидетеля созерцания (шахад) в зеркале внутреннего ока, ока сердца, является ничем иным как взглядом самого Свидетеля. «Я Зеркало твоего лица; твоими глазами я созерцаю твое же лицо». Созерцаемый это созерцающий, и обратно», - разъясняет Карбен. 

«Бог – свет небес и земли», - утверждает Коран (ХХIV,35). Т. Буркхардт в «Искусстве ислама» говорит, что не существует более совершенного символа Божественного Единства, чем свет.

Кратко скажем о символике света у платоников  и неоплатоников. В этой связи нужно упомянуть о разъяснении Генона о том, что в пещере Платона, в которой, благодаря проникающему извне свету, можно увидеть только тени; этот свет является сверхкосмическим, поскольку источником его у Платона является «Умопостигаемое Солнце». Освобождение узников и их выход из пещеры – это выход «на свет», где они получают возможность видеть саму реальность, поскольку ранее они имели дело лишь с ее отражением.

Чрезвычайно интересна плотиновская мистика света, который «видит себя просветленным в сиянии духовного света, даже более – видит себя как самый свет». И далее Плотин подчеркивает: «созерцаемый свет Первоединого, ноуменальный «свет в самом себе», «самый чистый и простой свет», не только по природе, но и по определяющим свойствам противоположен чувственному свету. Этот свет наделен особым вездесущим присутствием, снимающим оппозицию «внутреннее-внешнее», его нет нигде, и нет места, где бы его не было…Ум проявляется, когда убраны из поля зрения все предметы, когда может увидеть самый Свет и источник света.

Чрезвычайно интересно о самопросветлении пишет анонимный каббалист – ученик Абулафии: «Я немного вздремнул, держа гусиное перо в руке и бумагу на коленях. Заметив, что свеча гаснет, я встал, чтобы поправить ее, как это часто делает бодрствующий человек. Тут я увидел, что свет не пропадает. Я очень удивился этому, пока после тщательной проверки не обнаружил, что свет исходит от меня самого. Я сказал: «не верю этому». Я исходил весь дом вдоль и поперек, но вот свет был со мной. Я лег в постель и покрылся с головой, и вот, свет не исчезал все время. Я промолвил: «Поистине, я узрел великое знамение, и новое явление» (по Шолему).

Необходимо сказать и о трансцендентальном свете христианских мистиков, неуловимом, но неиссякаемом, об ослеплении светом св. Павла. «Свет есть Бог, - учил преп. Симеон Новый Богослов, - и созерцание Его есть как свет, почему через узрение света бывает первое ведение, которым познается, что Бог существует. Как бывает еще, в подробности сказать не беремся: Это – тайна; можем лишь высказать предположение, что сперва как будто мистик зрит лишь некую световую стихию, а затем уже после долгого воспитания таинственно «воображает» ее, различает на ее фоне некие образы – святых и Самого Бога» (по Аникееву). Иначе говоря, идею Бога мистик постигает в момент переживания яркого и интенсивного восприятия света, наполняющего душу его неизъяснимым блаженством. Этот «несказанный свет» является единственным конкретным, как бы материальным содержанием мистических откровений, образами же, в которых это содержание предстает, служат религиозные идеи, усвоенные из традиций и своего личного опыта. Эти образы и идеи высвечиваются этим несказанным светом, несут несокрушимую нравственную энергию. 

«Иисус сказал: Если Вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя. Он пребывает в их образе. Если Вам говорят: Кто вы? – скажите им: мы его дети и мы избранные Отца живого (Ев. от Фомы, 55).

«Я по себе сказать могу, - пишет величайший мистик Беме, - какой свет и уверительность находит тот, кто откроет Центр Натуры! Но разум не достигает оного, хотя Бог ни для кого его не запер, находят же его только люди с постоянным сердцем, ибо он есть величайшая драгоценность сего мира…Чудный свет озарил душу мою, внутренний мир озаряется новым светом, который сияет вечно и не померкнет никогда».

В этой связи упомянем о «светоносном гнозисе» манихейцев, «внутреннем свете» квакеров. Приведем важное, на наш взгляд, изречение Малахи, известного современного гностика: «Мы оказались привязаны к пространственно-временному сознанию через самоотождествление с именем, формой и личной историей, то есть с ограниченным и конечным существованием. Отбросив эти ограничения, мы ощутим свое нерожденное существо; освободившись от рабства у пространственно-временного сознания,  обретем жизнь вечную. За пределами времени-пространства-сознания находится большая реальность – световой континуум. Благодать есть световая сила, приходящая свыше и пробуждающая огненный свет в нас. Наука духовного утверждения  - аффирмация требует следующей концентрации: «Я – человек Света, приходящий из светового континуума! Тьма не может повредить мне!»

Проанализируем, в связи с нашей проблемой, взгляды некоторых современных квантовых физиков и философов. Так, известный трансценденталист Вольф, сам испытавший просветление в отмечает: «Чтобы сознавать себя как чистое «я», нужно осознавать Безобъектность, которая оказывается бесконечно более ценной, чем любой объект. «Я» чистый Свет, который, озаряя все вокруг, делает объекты причастными своему бытию. И за исключением этой причастности, нет никакого смысла приписывать им какое-либо иное реальное существование. Интроцептивное самопознание можно уподобить приближению к нулевой точке отсчета, которая становится все ярче и ярче».

Нередко появление нетоварного света предстает в виде «Глубины». «Довольно трудно дать описание Глубины, - говорит Вольф, - хотя в духовном опыте Она осознается с предельной ясностью. Глубина есть то, что не постигается ни в абстрактном мышлении, ни в чувственном восприятии.  Эту глубину можно познать лишь благодаря обращению потока внимания к своему истоку. Тогда Глубина постигается самым непосредственным образом – как Глубина самого сознания. Глубина есть тот невыразимый элемент, который присутствует в любом Осознании подлинной Реальности. Проблема в том, как осознать глубины собственного бытия (единого с Бытием мира)».

Госвами, крупнейший современный физик-теоретик, подчеркивает: «В нашем эго мы обычно отождествляемся со своим умом-мозгом. В самадхи мы узнаем, что наша тождественность – это свет сознания, наполняющий нас и все сущее. Эго не обладает никакой сущностью». Автор считает, что истина постигается лишь в Глубине собственного сознания. 

«Человек обязан стремиться к Божественной Глубине, - указывает Шюон, современный исламский метафизик, - должен стать независимым от телесного субъекта, а интеллектуальный субъект должен освободиться от субъекта души в согласии с наставлением: «Кто сбережет душу свою, тот погубит ее» (Лк. 17, 33). Понятно, что душа, которая должна быть принесена в жертву, есть не что иное, как эго-ядро страстей и иллюзий. 

«В последней глубине бытия нет ничего, кроме света, и лишь на поверхности…мы видим слепоту и тьму», - говорит Франк, один из крупнейших русских философов.

«В некоторый момент просветление означает «буквальное становление самим светом», - пишет Радьяр, известный современный трансценденталист-философ.

О редкостном, невыразимом свете, затмевающем все вокруг, говорил крупнейший американский поэт Уитмен, сам испытавший глубокое просветление (по Андерхилл).

Раскрытию первичного света в человеке  посвящена интересная книга А. Герасимова «Тело света». «Суть всех духовных традиций заключается в том, чтобы выйти в первозданный свет», - подытоживает свой труд автор.

Антрополог Роджер В. Вескотт выдвигает интересную гипотезу о том, что сознание есть внутренняя биолюминесценция. Это может объяснить просветление как физическое и измеряемое событие в мозге. В работе «Божественное животное» исследователь выдвигает мысль, что эндочерепная биолюминесцентная «буквальная форма света, интегрируемого в мозге, мозгом и для мозга», может быть веществом (материей) чистого сознания». «Осознание как таковое может состоять из внутренней генерации и восприятия ощущаемого измерения – если выразить словами этот свет» (по  Расселу). 

Элиаде [39] предлагает развернутый историко-религиозный комментарий спонтанного опыта внутреннего света, подчеркивая, что последний радикально меняет существование человека, открывая ему мир духа. Автор показывает, что именно религиозные идеологии оправдывают и в конечном итоге узаконивают каждый мистический опыт. Отметим, что опыт внутреннего света на определенном уровне метафизической реализации может иметь чрезвычайно разнообразный характер, например, отвердевший до состояния кварца, позволяющего ускользнуть из-под власти профанной вселенной непосвященных, разделяя удел высших существ

Если исходить из положения, что наше сознание имеет не-локальную, то есть квантовую природу, то определенная степень его проявления может иметь характер нетоварного света. Иначе говоря, «Венца несотворенного вертикального света», в отличие от «горизонтального», то есть феноменального. В упрощенном варианте это и есть проявление недуальности сознания. Здесь наличествует Глубина, что по нашему мнению, является главным показателем выхода в иное измерение, которое можно обозначить как сокрытое в дуальном сознании, а именно - четвертое. Для  достижения этого так называемого «вертикального» зрения или трансцендентальное созерцаниея требуется особая психотехника, требующая отдельного разбора. К сказанному следует добавить еще одно соображение: видимо, недуальный свет появляется при осознании исчезновения границы между проявленным и непроявленным. Свет подлинности появляется, когда обретается «вертикальное» восприятие, зрение и появляется световая ось между небом и землей. Последняя  не дает тени и поэтому наличествует  только  свет реальный, несотваренный, но никак не отраженный.

Таким образом, на основании приведенных данных, можно думать, что, согласно некоторым школам восточного и западного мистицизма, изначальной сущностью человека является самосветящееся духовное существо. Просветление же означает освобождение «внутреннего» человека и возвращение его в царство света.