Самосозерцание как метод духовного познания

Резюме

В статье автор акцентирует внимание на созерцании, названном им «обратным», которое, по его мнению, является важнейшим методом познания духовной реальности.

Ключевые слова: метод «обратное» созерцание, сознание

Со времен Декарта основой научной парадигмы является разделяющий интеллект и в ней отсутствует идея прямой связи между природой и исследователем. В то же время хорошо известно, что разделяющий интеллект является низшим уровнем сознания. Работа последнего обусловлена внешними уровнями, то есть данными органов чувств и основанном на них абстрактном мышлении. При этом значительная часть энергии, отпущенной природой, остается в латентном состоянии, а имперсональная сущность - главная, духовная основа человека остается предсознательной. Иначе говоря, наши функциональные и духовные возможности используются далеко не полностью. Вспомним природный принцип минимизации затрат и обострении возможностей восприятия в определенных ситуациях, а также разрушительное действие дуального сознания на биосферу.

В этих условиях предстает очевидным, что разделение на видящего и видимое, то есть классический дуализм обычного сознания является устаревшим методом, не пригодным для глубоких исследований. В то же время, несмотря на тот факт, что единство между наблюдающим, наблюдателем и актом наблюдения находится в прямом противоречии с все еще действующей научной парадигмой, в настоящее время некоторые исследователи пытаются увидеть результаты своей работы в новом свете, то есть в состоянии абсолютного Единства.

Становится понятным - трансперсональный подход должен стать основой научного сознания, что особенно важно для современного образования. Исходя из положения о том, что познание «имперсонально» по своей природе, следует не отождествлять себя со своим эмпирическим «я», а моделировать «я», благодаря, именно этому - надрациональному началу.

Бесспорно для этой сложнейшей цели, а именно - обретения сверхлогического сознания нужна приемлемая психотехника, преобразующая личность. По нашему мнению, наиболее эффективным для этой цели является известный в различных духовных школах метод, не получивший общепринятого обозначения, и который мы назвали «обратным» созерцанием. Напомним, что понятие «созерцание» обычно ассоциируется с чувственным созерцанием, а именно объекта или действия. «Обратное» же созерцание, видимо, составляет сущность интеллектуального созерцании, область которого находится за пределами субъекта и объекта, о чем мы уже писали ( Файнфельд). Благодаря интеллектуальному созерцанию человек имеет возможность преодолеть собственную обусловленность и достичь области сверхрациональной, то есть вечных и неизменных принципов.

Смысл «обратного» созерцания сводится к инверсии обычного сознания путем переключения внимания с объекта на субъект с последующим углублением. Речь идет о концентрации внимания на субъекте, освобожденном от любых объектов. Приведем несколько примеров из европейской и восточной духовности.

Гегель акцентировал внимание на активно познающем аспекте интеллектуального созерцания, когда внешняя реальность постигается как внутренняя. В такой трактовке ясно видно, чтонаряду с преодолением дихотомии обычного сознания великий филосов говорит об инверсии привычного восприятия (внешнее познается как внутреннее), то есть об абсолютно иной основе сознания.

Шопенгауэр указывает на тот факт, что с высшей точки зрения все внешнее есть - внутреннее. Понятно, что такое постижение предполагает не чувственный опыт и основанную на нем абстракцию, а «обратное» созерцание, которое не может не быть интеллектуальным и, как и у Гегеля, инверсию обычного восприятия.

Согласно Шеллингу вся сила личности состоит в умении возвращать поток сознания на саму личность, то есть глубокая концентрации на субъекте. Понятно, что немецкий философ говорит об «обратном» созерцании.

Рамана Махарши, один из крупнейших индийских учителей двадцатого века, указывает, что для преодоления обычного сознания необходимо постоянно поворачивать луч внимания от эмпирического бытия, порожденного эго, к истинной реальности, то есть обращать ум во внутрь. Таким образом, учитель говорит об «обратном» созерцании, то есть о возможности достижения высшей реальности умом, повернутым во внутрь.

В Тибетской йоге говорится об обратном методе, когда йог с непредвзятой, безличной, беспристрастной точки зрения Космического Разума анализирует разум в его человеческом аспекте. Макрокосмическое измеряет микрокосмическое. (Т.1 с. 191).

О направлении внимания на субъект или обращения слушания назад пишет исследователь дальневосточной традиции Лу Куан Ю, указывая на тот факт, что «реальность достигается против людского потока» (с. 147). Понятно, что речь идет об определенной антибиологичности «обратного» созерцания.

Интересно, что ключевой формулой суфизма является знаменитый хадис, где Бог гласит через своего посланника: «Раб мой не перестает приближаться ко мне путем свободной преданности до тех пор, пока я его люблю, а когда я люблю его, я - слух, благодаря которому он слышит и зрение, благодаря которому он видит..» (по Шуону, с.207).

На «обратное» созерцание, как метод трансформации дуального сознания, указывает Буртхард, современный исламский трансценденталист. Автор отмечает, что эго-сознание должно стать объектом для высшего «Я». При углубленном созерцании происходит их слияние и эго-сознание восстает в высшем «Я» или Самости.

Аналогичные мысли, почти дословно высказывает Штайнер, известный теософ недавнего прошлого. По его мнению, собственное существо человек имеет не внутри себя, а во вне и что его высшее «Я» находится снаружи, и обычное сознание при отражении может осознать его. Понятно, что Штайнер имеет ввиду отражение-слияние в процессе «обратного» созерцания.

Уилбер, один из основателей трансперсональной психологии, указывает, что для трансформации сознания следует войти в ум, который наблюдает извне, или ищет внутри.

Согласно Успенскому, вся психологическая основа системы Гюрджиева, величайшего мистика двадцатого века, основана на «воспоминании себя», то есть одновременной концентрации внимания на себе - субъекте и на воспринимаемом объекте. Понятно, что такая реализация предполагает длительную концентрацию на чистом субъекте. Вновь мы вновь сталкиваемся с методом «обратного» созерцания.

Об «обратном» созерцании пишет Юнг (1) отмечая, что для трансформации следует сознанием развернутым внутрь пробиться к восприятию воспринимающего. Анализируя технику религиозной трансформации сознания, Юнг (3) указывает на движение психической энергии (либидо), которое направляется на внутренний мир субъекта, то есть в его бессознательное. Это создает определенную концентрацию энергии, необходимую для дальнейшей реализации. В этой связи характерна алхимическая максима, подчеркивающая трансформацию сознания: «Если сделаешь так, чтобы земля летала у тебя над головой, посредством ее перьев сможешь обратить в камень воды потока» (по Джаммария. С.53).

Юнг (2) говорит о том, что для поворота внимания к основанию сознания следует овладеть силами, привязывающими человека к миру. При этом центр сознания вместо эго займет трансцендентное единство.

Разбирая сущность трансформации сознания, современный американский философ М. Вольф подчеркивает, что обычное сознание привязано к объекту определенной силой, которая должна быть нейтрализована. При успехе человек оказывается в поле иной силы. Здесь притяжение субъекта действует так же спонтанно как и ранее притяжение объекта. Данный поворот в сознании, считает философ, является основополагающим, хотя это еще не обращение к глубочайшему основанию сознания. Последнее требует отвращения (поворота) от субъекта. Показательно, что отмеченные мысли очень близки таковым Навалиса: «Каждое нисхождение в глубь себя - каждый взгляд в глубь себя есть в то же самое время и восхождение - взятие живым на небо - взгляд в сторону истинной реальности, находящейся вне нас. Первым шагом всегда является взгляд внутрь, созерцание самого средоточия своего «я». Но тот, кто остановится на этом, пройдет лишь половину пути. Ибо вторым шагом должен стать взгляд вовне, активное, независимое и упорное наблюдение окружающего мира. Мы поймем мир, когда поймем самих себя, ибо мы и он есть неразделимые половинки единого целого» (по Джонсону, с. 259). В данной цитате подчеркивается «вертикальное» измерение присутствия человека.

В «Великой триаде» Генон, основатель традиционализма, отмечает, что трансмутация на той или иной ступени есть нечто вроде переворачивания обычных отношений (то есть таких как они видятся с точки зрения обычного человека), переворачивание, которое на самом деле есть восстановление нормальных отношений. Рассмотрение такого «возвращения» является чрезвычайно важным с точки зрения реализации посвящения.

Согласно Коребну, одному из ведущих исламоведов, для ищущего, достигшего духовного пространства, все переворачивается относительно любого очевидного факта обыденного осознания. Речь, вне сомнения, идет о не-локальном сверхчувственном сознании, основополагающем в современной квантовой физике.

По убеждению Хардинга, современного трансценденталиста, для трансформации сознания достаточно обрести навык переключения внимания на 180 градусов.

Достаточно ясно сущность «обратного» созерцания, как метода трансформации обычного сознания и обретения трансцендентальной реальности, то есть тотальной трансформации бытия, по нашему мнению, выражена в апокрифических и гностических новозаветных текстах, особенно в Евангелии от Фомы «..и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, когда вы сделаете... образ вместо образа, - тогда вы войдете в царствие» (схол. 27): (по..Евангелие от Фомы. В кн.: Гита - альтернатива выбора)

В настоящее время в квантовой физике ученые говорят о не-локальности квантовой реальности, о «самоотражающей Вселенной». За тем, что мы называем физической реальностью или реальностью консенсуса стоит самоотражение. Согласно Минделлу, вектор высшего Я самоотражается, создавая вероятностное описание реальности. Минделл называет самоотражение аспектом принципа непосредственной осведомленности, предшествующей любому познанию. С психологической точки зрения квантовая волна самоотражается потому, что вселенная интересуется собой, стремиться познать себя. Удивление желает знать, осознание стремиться к осознанию самого себя. В этом контексте «обратное» созерцание предстает сознательным методом активизации самоотражения и, в конечном итоге, самопознания квантового сознания или первопринципа в человеческом поле.

Таким образом, метод «обратного» созерцания, предстает важнейшей психо-духовной операцией, радикальным методом выявления высшего Я, или трансформации дуального сознания в сознание трансперсональное. Иначе говоря, цель этого метода - реализации не-локального сознания, квантового ума, то есть встречи обычного сознания с квантовой самостью.

Мы уже упоминали о некой антибиологичности этого метода, то есть концентрации сознания не на объекте, а на самом себе и по этой причине достаточно сложного, но вполне достижимого.


Литература
Файнфельд И.А. Интеллектуальное созерцание как метод познания в европейской и восточной философии // Европ. ж-л социал. наук. - М.: Международный исслед. и - тут, 2013 , 4 (32) - с. 8 - 14
Тибетская йога и тайные доктрины. - Пер. с англ. Под ред. Эванса-Вентца В. И. К.: "Пресса Украiни". В 2-х т., 1993. - 432 с.
Уилбер К. Высшее состояние сознания. В. кн.: Что такое просветление? Под ред. Джона Уайта. Пер. с англ. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996, C. 264 -280
Штайнер Рудольф. Практическая эзотерика/ Пер. с нем. С. Шнитцера. - Изд. 2-ое. Ереван: Лонгин, 2012. - 128 с.
Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе/ Пер. с англ. О.М. Могилевера: Под ред. Н. Сутары. - Л. - Тируваннамалай: Шри Рамана - шрам, 1991. - 190 с.
Джонсон, Кеннет Райнер. Феномен Фулканелли: тайна алхимика ХХ века; пер. с англ. А. Осипова. - М.: Энигма, 2009. - 368 с. С. 259
Успенский П.Д. В поисках чудесного: Пер. с англ. - Спб.: Издательство Чернышева, 1994. - 528 с.
Корбен А. Световой человек в иранском суфизме. Фонд исследований исламской культуры. Волшебная гора / Пер. с фр. Ю. Стефанов. Москва, 2009
Лу Куань Юй. Секреты китайской медитации. - Пер. с англ. - К.: ПНО "Полиграфкнига", 1994. - 296 с.
Мерелл-Вольф Ф. Пути в иные измерения. – К.: “София”, 1993, С. 384
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Пер. с нем. И. Н. Кушнарев. М.: Типогр. Литер. Творчества, 1900
Гегель Г. В. Ф. Наука логики. – В 3 Т. – М.: Мысль, 1970 – 1972
Шеллинг Ф. В. Сочинения в 2-х. т. - Пер. с нем. Сост . ред. авт. Вступ. Ст. А. В. Гулыга. М.: "Мысль", 1987, 1 л. порт. (Филос. Наследие). 637(2) с.

Европейский журнал социальных наук. 9 (2) 2014

  • Просмотров: 6434
Игорь Файнфельд
Яндекс.Метрика

Finenfield 2022. All rights Reserved.